https://bellona.ru/2020/12/04/skolkovo-adaptation/
Политическая важность вопросов адаптации к процессам изменения климата выросла, эта тема стала настолько актуальной, что многие государства разрабатывают собственные программы адаптации и меры финансовой поддержки.
В частности, в начале 2021 года Евросоюз представит свою новую адаптационную стратегию, рассчитывая, что она поможет европейским странам двигаться вместе и сотрудничать в этом направлении.
Этот процесс невозможен без подключения глобальных европейских фондов и банков. В частности, Европейский инвестиционный банк взял на себя обязательства направлять 25% всех своих средств на климатические проекты к концу 2025 года, а также обеспечить инвестиции в этот сектор до 1 млрд евро к 2030 году.
В 2019 году был принят новый стандарт по повышению климатической устойчивости. Была разработана дорожная карта по энергетическому переходу. Обязательства, взятые на себя банком, напрямую связаны с новым экокурсом ЕС, но не ограничиваются только территорией ЕС.
«Устойчивого развития в рамках низкоуглеродной экономики во всем мире невозможно добиться без участия всех стран. Мы видим, что климатические изменения иногда представляют большую угрозу для более бедных стран и островных государств. Они больше подвержены риску, но имеют меньше возможности и ресурсов для защиты собственных позиций», - рассказал старший специалист по изменению климата Европейского инвестиционного банка Чинция Лосенно на глобальной российско-европейской конференции по климату, проходящей в Сколково.
Уже ни для кого не секрет, что планета все чаще сталкивается с экстремальными климатическими явлениями. Тепловые волны, повышение среднегодовой температуры, засухи и наводнения, лесные пожары, которые распространились и на арктические страны, наносят серьезные удары по экономике и влияют на жизнь и здоровье людей.
«Если мы резко не сократим объемы выбросов парниковых газов, рост этих экстремальных явлений будет продолжаться. Да, более 500 городов Европы разрабатывают свои адаптационные стратегии. Но многие меры недостаточны. Пора переходить к реализации действий», - уверен руководитель группы по адаптации к изменению климата Европейского экологического агентства Блаж Курник.
По данным Агентства, разные регионы нагреваются с разной скоростью: средиземноморские страны больше всего нагреваются летом, что негативно влияет на туристическую и сельскохозяйственную отрасль. В то же северная Европа и отдельные регионы России сталкиваются с ростом средних температур зимой. Повышение зимних температур приводит если не к смещению сезонов, то как минимум к таянию льдов, уменьшению количества твердых осадков, что оказывает существенное негативное воздействие на жизнь общества.
По мнению Курника, в этом вопросе весь европейский континент должен действовать слаженно, независимо от того, как именно локально выглядит карта климатических рисков. Работа, осуществляемая странами и городами должна быть скоординирована.
«Например, повышение уровня мирового океана является серьезной опасностью не для всех стран, но будут регионы, в которых подтопление прибрежных районов станет серьезной проблемой. Если рассмотреть самые негативные сценарии, то если какие-то районы затоплялись один раз в 100 лет, то при резком повышении температуры они будут затопляться каждый год - это чудовищное будущее. Поэтому нужны усилия всех стран», - уверен он.
Россия утвердила собственный план адаптации к климатическим изменениям в 2019 году. Но процессы в нашей стране идут очень медленно.
По словам заместителя директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Андрея Чайки, на 2021 год намечена подготовка отраслевых планов адаптации, а в 2022 году предстоит огромная работа по подготовке региональных планов адаптации, в которых будут учтены отраслевые и региональные особенности изменения климата.
Должное место в плане адаптации к климатическим изменениям занимают вопросы использования лесов и сельского хозяйства. Однако леса сами сильно страдают от климатических изменений, которые приносят болезни, новых насекомых вредителей, пожары, усыхания и другие проблемы.
По словам заместителя начальника отдела Изучения взаимодействия атмосферы и природных систем суши Института глобального климата Ю.А. Израэля Оксаны Липки, в среднем по России в год сгорает до 10 млн гектаров леса, что больше показателя ежегодной площади вырубки.
Сегодня Европа смотри на Россию как на часть континента с надеждой, что страна серьезно отнесется к экологической и климатической повестке. По словам ведущего специалиста по окружающей среде группа Всемирного банка Поля Вольфхарта, самые серьезные последствия для России связаны с таянием вечной мерзлоты.
«Меры повышения энергоэффективности российских городов позволят российским нефтегазовым компаниям минимизировать деятельность в Арктике, и, возможно, не потребуются новые добычные проекты, если за счет технологий энергосбережения сократится потребление. Тут надо принимать ответственные решения. Россия похожа на большой инерционный нефтяной танкер, но они тоже разворачиваются, хоть и медленно. Существующие нефтегазовые проекты можно использовать, параллельно занимаясь энергосбережением, развитием ВИЭ и выстраивая сектор безуглеродной экономики», - уверен он.