Prima Contact Harta
 Română  English
 
 
Prima / CADRUL NAŢIONAL / Materiale informaţionale / Noutăţi / Коронавирус выявил стратегическую ошибку в климатической политике России
Коронавирус выявил стратегическую ошибку в климатической политике России
11.03.2020  
   
imprimare

 

https://greenpeace.ru/expert-opinions/2020/03/11/koronavirus-vyjavil-strategicheskuju-oshibku-v-klimaticheskoj-politike-rossii/?fbclid=IwAR0G5VoGG0aiRheW7us4zSGAdb1Ysydha4HUmxanRhXFmCgUAIKTxBYU_EA

 

Событие, которое радикально и неожиданно ломает сложившийся ход истории, принято называть «чёрным лебедем». Эпидемия коронавируса стала таким «чёрным лебедем» для всего мира и для России в частности. К нему оказались не готовы государственные институты, рынки, простые и непростые люди.

 

Коронавирус ударил по мировому нефтяному рынку, который и так не отличается устойчивостью. Сокращение потребления нефти в Китае из-за карантина, сокращение потребления транспортного топлива и спад деловой активности в глобальном масштабе по цепочке обрушили мировые цены на нефть. В который раз встал вопрос о финансовой устойчивости стран, экономика которых чрезмерно зависит от добычи и экспорта нефти. Россия входит в их число.

Ситуацию усугубило начало «нефтяной войны» между Россией и Саудовской Аравией, которые не смогли договориться о новом снижении поставок нефти на мировые рынки. В результате цены на нефть упали ещё ниже - до $33 за баррель (нефть марки URALS).

Правительство нашей страны пытается адаптироваться к кризисной ситуации и рассчитывает, на сколько лет хватит финансовых резервов, чтобы выполнить бюджетные обещания. И понятно почему - федеральный бюджет распределён исходя из цены на нефть не меньше 42 долларов за баррель. По оценке Минфина, средств резервов «достаточно для покрытия выпадающих доходов от падения цен на нефть до $25-30 за баррель на протяжении 6-10 лет...». По оценке председателя Наблюдательного совета Московской Биржи Олега Вьюгина, речь может идти отрёх годах.

Нельзя сказать, что руководство страны не понимает проблему зависимости от ископаемой энергетики. «Россия по-прежнему чрезмерно зависит от экспорта углеводородов и других сырьевых товаров, а значит и от конъюнктуры мировых цен», - это признал Владимир Путин в 2008 году после очередного падения цен на нефть. Он же накануне нефтяного кризиса 2014 года заявил: «Наверное, нет смысла повторять, что мы все считаем, что прежние источники роста если не полностью подошли к концу, то работают уже, мягко говоря, не так эффективно, как раньше. Потому что всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители. Они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал, можно сказать».

Модель экономического роста, основанная на добыче нефти и её стоимости на мировых рынках, себя исчерпала, и очередной кризис лишь подтверждает это. По оценкам Международного энергетического агентства, годовые доходы российского нефтегазового сектора могут к 2040 году снизиться с $320 млрд до $274 млрд. Поэтому ни о каком росте экономики или тем более удвоении ВВП за счёт нефти в ближайшие десятилетия говорить не приходится.

Несмотря на очевидную уязвимость рынка углеводородов, российское руководство по-прежнему делает ставку на открытие новых нефтяных месторождений и дальнейшую активную разработку уже освоенных. 5 марта 2020 года президент подписал указ «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», по которому добыча нефти и газа в арктических широтах будет планомерно развиваться за счёт государственных субсидий и частных инвестиций. В тот же день Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие льготы для инвесторов, которые вкладываются в запуск новых проектов в Арктике. Так компании, добывающие нефть и газ, получат очередную порцию льгот.

В феврале на встрече с главой Роснефти Игорем Сечиным Владимир Путин поддержал проект по освоению полуострова Таймыр, одного из последних нетронутых уголков российской Арктики. На его реализацию Роснефть запрашивает налоговые льготы в размере 2,6 трлн рублей.

Мощнейшее субсидирование ископаемой энергетики и отсутствие аналогичной поддержки низкоуглеродной - консервация нефтегазовой зависимости страны. Это стратегическая ошибка, которая становится всё очевиднее по мере распространения коронавируса.

Но у России есть все шансы, чтобы свернуть с пути, убийственного не только для климата планеты, но и для российской экономики.

В сентябре 2019 года в рамках глобальных действий в защиту климата российское отделение Greenpeace обратилось к правительству России с призывом начать переход к климатически-дружественной политике, реализуя конкретные шаги в области лесного, коммунального хозяйства, ресурсосбережения, а также в энергетике.

Среди предложений по развитию низкоуглеродных и ресурсосберегающих технологий и практик российский Greenpeace предлагает руководству страны в том числе следующие шаги:

  • отказаться от выдачи или отозвать наиболее спорные лицензии, связанные с освоением новых месторождений (Западно-Иркинский, Ватлорский, Западно-Усинский участки недр);
  • ввести запрет на разработку новых месторождений нефти и газа, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, на других ценных и уязвимых природных территориях и на континентальном шельфе Российской Федерации, включая шельф арктических морей;
  • ввести запрет на разработку нефтяных месторождений на основе технологии гидроразрыва пласта.
  • в лесном хозяйстве Гринпис предлагает внести в действующее законодательство изменения, которые позволят лесу легально существовать на землях сельхозназначения, а собственникам таких земель - законно выращивать лес.
  • в области потребления неэнергетических ресурсов и обращения с отходами Гринпис предлагает создать условия для раздельного сбора пищевых отходов и производства из них товарного компоста или биогаза.

Важно понимать, что речь идет не о каких-то дорогих игрушках, которые могут позволить себе развитые страны. Речь идет о многомиллиардных рынках, о создании сотен тысяч новых рабочих мест. Только разрешение выращивания леса на заброшенных сельскохозяйственных землях может обеспечить до 100 тысяч рабочих мест, что уже сопоставимо с количеством занятых, например, в крупнейшей нефтяной компании Роснефть - порядка 300 тысяч рабочих мест.

 

 

 


Plasează articolul în:
google Delicious Digg Yahoo Facebook Twitter Netvibes linkedin
 
 
Prima   Contact   Harta
vizitatori: 3753954
sus
B2B and B2C solutions , Branding & Graphic Design Services,Website Design and Development , E-Commerce Systems,Software Application Architecture and Development,Multimedia solutions , 2D/3D modeling & animation solutions,Video & Post Production Creat de Trimaran
 
SCHIMBAREA CLIMEI – esenţa fenomenului   /   CADRUL INTERNAŢIONAL   /   CADRUL NAŢIONAL   /   CERCETĂRI ŞI MODELARE   /   DOCUMENTE   /   UIPM
Tel. +373 22 232247   /  Fax. +373 22 232247

Adresa: str. Alexandru cel Bun 51A, mun. Chisinau, Republica Moldova