Президент подписал указ «О сокращении выбросов парниковых газов» 4 ноября. Разбираемся, что он означает и пойдёт ли Россия по пути стран, которые установили чёткие даты достижения углеродной нейтральности.
В указе говорится о сокращении к 2030 году выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года (с учётом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем) и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития России.
Это значит, что выбросы к 2030 году должны быть не выше 70 % от выбросов 1990 года, которые принимаются за 100 %.
Также президент поручил разработать Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Что это значит и к чему приведёт?
В 2018 году выбросы в России (с учётом землепользования, изменения в землепользовании и лесного хозяйства) составили 52,4 % от уровня 1990 года. В 2017-2018 выбросы росли, увеличившись в 2018 году на 8,9 % по сравнению с уровнем 2016 года.
То есть Россия в последнее время наращивает выбросы. И, согласно сегодняшнему указу, планирует продолжить эту тенденцию.
В марте 2020 года Минэкономразвития разработало стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года, которая в самом амбициозном варианте предполагала снизить выбросы к 2030 году до 67 % от выбросов 1990 года.
В указе используется формулировка «обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70 % относительно уровня 1990 года», что можно понять двояко: как реальное сокращение на 70% или же всего на 30 %. Учитывая озвученный Россией ранее предварительный определяемый на национальном уровне вклад в глобальное реагирование на изменение климата, а также проект Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, речь идёт, вероятно, о реальном сокращении выбросов всего на 30 % от уровня 1990 года к 2030 году.
Несмотря на то что 200 тысяч человек и 36 организаций высказались за необходимость принятия Зелёного курса России, основной целью которого является достижение нуля выбросов к 2050 году и не более 40 % от уровня 1990 года (то есть от 1990 года уровень выбросов должен сократиться на 60 %), президент подтвердил цель проекта Стратегии, даже сократив её на 3 %.
Кроме того, остаётся вопрос, как посчитать поглощающую способность лесов, если актуальной и достоверной информации о них в стране нет?
Согласно недавно опубликованному отчёту Счётной палаты, актуальные материалы лесоустройства (с неистекшим сроком давности) по состоянию на 2019 год были только по 15,6 % от официальной площади лесов России. Средняя давность материалов лесоустройства по стране составляет сейчас около 25 лет, но далеко не везде последнее по времени лесоустройство проводилось качественно. Основанные на таких устаревших данных материалы Государственного лесного реестра (главного хранилища официальных данных о лесах) точно не подходят для серьёзных расчётов и оценок поглощающей способности лесов.
«Это крайне слабая цель, так как она уже достигнута - уже сегодня выбросы России наполовину ниже уровня 1990 года. Мы наблюдаем подход business-as-usual, то есть полную климатическую бездеятельность, - говорит Василий Яблоков, руководитель климатического проекта российского отделения Greenpeace. - Удручает и то, что после заявлений Китая, Японии и Южной Кореи, а ранее Европейского союза и других стран о достижении углеродной нейтральности, Россия не предпринимает необходимых шагов по декарбонизации экономики, несмотря на недавние слова президента о серьёзности проблемы изменения климата».
Зелёный курс России, представленный ранее Greenpeace совместно с экспертами РАНХиГС, ВШЭ и Сколково, предлагает снизить выбросы парниковых газов в России как минимум на 60 % от уровня 1990 к 2030 году, а также достичь нуля выбросов к середине века. Это не только позволит России остаться в мировом тренде и внести свой вклад в глобальную гонку на выживание в условиях климатического кризиса, но и существенно модернизировать экономику.