Аналитики Всемирного экономического форума (WEF) совместно с компанией Mckinsey подготовили Индекс энергетического перехода - 2020 (Energy Transition Index, ETI) - рейтинг готовности энергетики государств к переходу на возобновляемую энергетику. Россия с прошлогоднего 70-го места спустилась на 80-е, хотя названа в документе «потенциально перспективной» страной.
Эксперты WEF составили рейтинг «ведущих игроков в гонке за нулевыми выбросами». В Индексе энергетического перехода - 2020 дана оценка связи энергетических систем и экономического развития 115 стран по сорока показателям, в числе которых экологическая устойчивость и безопасность, экономическое развитие, прирост возобновляемой генерации и рабочих мест в области чистой энергии.
Оценка динамики «озеленения» энергетики проводится Всемирным экономическим форумом ежегодно в течение последних пяти лет как часть инициативы «Содействие эффективному переходу энергии». Интерес к этому направлению не случаен - количество и качество потребляемой энергии традиционно является показателем экономического развития. По задумке авторов, ETI позволяет лицам, определяющим политику и экономическое развитие, «прокладывать курс для успешного перехода к энергии будущего».
Авторы исследования отмечают, что в последнее десятилетие происходят быстрые преобразования: страны переходят к производству, поставке и потреблению чистой энергии, «угольные электростанции «выходят на пенсию», увеличивается использование природного газа и возобновляемых источников энергии».
Данные ETI свидетельствуют о том, что за последние 5 лет 94 из 115 стран улучшили свои общие показатели готовности к энергетическому переходу. Но степень и качество изменений, график достижения чистых нулевых выбросов сильно различаются между странами, и в целом сегодняшние темпы недостаточны для достижения климатических целей, закрепленных в Парижском соглашении.
Третий год подряд в рейтинге ETI лидирует Швеция. За ней следуют Швейцария и Финляндия. Из стран Большой двадцатки в топ-10 попали только Франция и Великобритания. «Китай, Индия и Италия добились последовательных улучшений общего показателя ETI с 2015 года, в то время как в России, Японии, Южной Корее и Германии отмечен лишь умеренный прогресс. Результаты в США, Канаде, Бразилии и Иране либо оставались на прежнем уровне, либо снижались», - отмечают эксперты.
Представители Всемирного экономического форума приходят к выводу, что высокие позиции в рейтинге в большинстве своем заняли страны с низким уровнем зависимости от импортируемой энергии, относительно небольшой долей субсидирования ископаемого топлива и «сильной политической приверженностью энергетическим преобразованиям для достижения климатических целей».
Россия немного улучшила свои показатели, но по сравнению с другими странами попала на более низкое место относительно прошлого года. Причиной этого является то, что несмотря на ратификацию Парижского соглашения, которое положительно воспринято международным сообществом, РФ остается страной, в огромной степени зависящей от ископаемого топлива. Как следует из доклада общественных организаций Oil Change International и Friends of the Earth U.S., после заключения Парижского соглашения Россия ежегодно выделяла не менее 191 млрд руб. ($2,97 млрд) государственных средств на проекты связанные с нефтью, газом и углем.
Сравнивая готовность к энергетическому переходу и экономические показатели стран, авторы ETI приходят к выводу, что чистая энергетика не только не вредит экономике, но и делает ее более устойчивой, причем это распространяется не только на традиционно устойчивые индустриально развитые страны, но и на небогатые развивающиеся. Эксперты констатируют: энергопереходу и внедрению ВИЭ главным образом мешает не отсутствие финансов, а инерция устоявшихся энергосистем. «Лица, формирующие политику, должны разработать надежную основу для перехода энергии на местном, национальном и международном уровнях, способную защитить граждан от различного рода потрясений, к примеру, пандемий», - приходят к выводу аналитики.
Сможет ли меняющийся мировой энергетический порядок сформировать новые возможности для ускорения? - задаются вопросом эксперты. «Обществу пришлось отказаться от многих товаров и свобод, чтобы коллективно бороться с глобальной пандемией. Помимо неопределенности в отношении долгосрочных последствий, COVID-19 обернулся мощными эффектами в реальном времени: снижение почти трети мирового спроса на энергию, беспрецедентные колебания цен на нефть, задержка или приостановка инвестиций и проектов, неопределенность в отношении перспектив трудоустройства миллионов работников энергетического сектора».
«Пандемия коронавируса дает возможность рассмотреть неортодоксальное вмешательство в устройство энергетических рынков и развивать глобальное сотрудничество для восстановления, которое ускоряет энергетический переход после кризиса», - говорит глава отдела энергетики Всемирного экономического форума Роберто Бокка, - Этот гигантский перезапуск дает нам возможность запустить дальновидные и долгосрочные стратегии, ведущие к диверсифицированной, безопасной и надежной энергетической системе, которая в конечном итоге будет поддерживать устойчивый и справедливый рост мировой экономики».
Представители Российского социально-экологического союза (РСоЭС) задолго до кризиса COVID-19 говорили о необходимости преобразований энергетического сектора России. В своей Позиции они отмечали, что «трендом развития страны должно стать не только развитие климатически дружественного «зеленого» имиджа отдельных кампаний, но и «озеленение» всей экономики и областей жизни России»